План профориентационной работы школы
на 2018-2019 учебный год
Цель
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно ,более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится администрацией ОО, классными руководителями, учителями-предметниками.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
— Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
— Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
- участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
- анкетирование и тестирование старшеклассников;
- профориентационные опросники;
- профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
- экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
- посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);
- посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
- расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
№ п/п | Мероприятия | Участники | Сроки проведения | Ответственный | |
1. Организационно-информационная деятельность | |||||
Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов | сентябрь | Ответственный за профориентацию | |||
Координирование работы педагогического коллектива | в течение года | Ответственный за профориентацию | |||
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального образования выпускников 9 класса. |
август-сентябрь
|
Ответственный за профориентацию, заместитель директора по УВР | |||
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп. | август-сентябрь | Ответственный за профориентацию | |||
Осуществление взаимодействия с ЦЗН, учреждениями профессионального образования г.Болхова, предприятиями | в течение года | Администрация, ответственный за профориентацию | |||
2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками | |||||
Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий | Классные руководители | в течение года | Ответственный за профориентацию | ||
Организация семинаров по проблемам личности обучающихся:
— «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся», — «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии», — «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся» |
Классные руководители, учителя -предметники | в течение года | Ответственный за профориентацию, заместители директора по УВР и ВР | ||
3. Профориентационные мероприятия с обучающимися | |||||
Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях | Обучающиеся 1-9 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, учителя-предметники | ||
Организация и проведение классных часов по профориентации | Обучающиеся 1-9 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | ||
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях) | Обучающиеся 1-9 классов |
«Безопасное колесо» — сентябрь;
краеведческие чтения – декабрь; и др. в течение года |
Ответственный за профориентацию, учителя-предметники | ||
Организация и проведение занимательных викторин и бесед с использование медиатеки | Обучающиеся 1-9 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию | ||
Организация экскурсий на предприятия | Обучающиеся 1-9 классов | в течение года | Администрация, классные руководители | ||
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. |
Обучающиеся 1-9 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | ||
Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального образования | Обучающиеся 8-9 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | ||
Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы | Обучающиеся 1-9 классов | в течение года | Классные руководители | ||
4. Профориентационная деятельность с родителями | |||||
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального образования. | Родителя обучающихся 1-9 классов | в течение года | Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители | ||
Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования | Родителя обучающихся 1-9 классов | в течение года | Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники | ||
Примерная тематика классных часов.
№ | 1-4 классы. |
1 | Мир моих интересов |
2 | Профессии наших родителей. |
3 | Путь в профессию начинается в школе. |
4 | Моя мечта о будущей профессии. |
5 | Труд на радость себе и людям. |
5-8 классы. | |
1 | Мир профессий. Человек и техника. |
2 | Мир профессий. Человек на производстве. Экскурсия |
3 | Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи. |
4 | Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. |
5 | Мир профессий. На страже закона. Встреча. |
8 | Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. |
9 класс. | |
1 | Познай самого себя. Беседа, тестирование. |
2 | Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование. |
4 | Мотивы выбора профессии. |
6 | Они учились в нашей школе. Встреча |
7 | Выпускники школы-учителя |