Профориентация


План профориентационной работы школы

на 2018-2019 учебный год

Цель

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

 

Задачи:

  • сформировать положительное отношение к труду;
  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • научить анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
  • выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно ,более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

В школе профориентационная работа проводится администрацией ОО, классными руководителями, учителями-предметниками.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

 

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

— Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

— Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Формы работы:

  • профориентационные уроки;
  • экскурсии;
  • классный час по профориентации;
  • встречи со специалистами;
  • родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

 

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

  • участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
  • анкетирование и тестирование старшеклассников;
  • профориентационные опросники;
  • профориентационные игры.

 

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

  • экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
  • посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);
  • посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
  • расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.

 

 

№ п/п Мероприятия Участники Сроки проведения Ответственный
1. Организационно-информационная деятельность
  Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов   сентябрь Ответственный за профориентацию
  Координирование работы педагогического коллектива   в течение года Ответственный за профориентацию
  Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального образования выпускников 9 класса.   август-сентябрь

 

Ответственный за профориентацию, заместитель директора по УВР
  Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп.   август-сентябрь Ответственный за профориентацию
  Осуществление взаимодействия с ЦЗН, учреждениями профессионального образования г.Болхова, предприятиями   в течение года Администрация, ответственный за профориентацию
2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками
  Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий Классные руководители в течение года Ответственный за профориентацию
  Организация семинаров по проблемам личности обучающихся:

— «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся»,

— «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии»,

— «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся»

Классные руководители, учителя -предметники в течение года Ответственный за профориентацию, заместители директора по УВР и ВР
3. Профориентационные мероприятия с обучающимися
  Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях Обучающиеся 1-9 классов в течение года Ответственный за профориентацию, учителя-предметники
  Организация и проведение классных часов по профориентации Обучающиеся 1-9 классов в течение года Ответственный за профориентацию, классные руководители
  Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях) Обучающиеся 1-9 классов «Безопасное колесо» — сентябрь;

краеведческие чтения – декабрь;

и др. в течение года

Ответственный за профориентацию, учителя-предметники
  Организация и проведение занимательных викторин и бесед с использование медиатеки Обучающиеся 1-9 классов в течение года Ответственный за профориентацию
  Организация экскурсий на предприятия Обучающиеся 1-9 классов в течение года Администрация, классные руководители
  Организация и проведение встреч с представителями
различных профессий.
Обучающиеся 1-9 классов в течение года Ответственный за профориентацию, классные руководители
  Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального образования Обучающиеся 8-9 классов в течение года Ответственный за профориентацию, классные руководители
  Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы Обучающиеся 1-9 классов в течение года Классные руководители
4. Профориентационная деятельность с родителями
  Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального образования. Родителя обучающихся 1-9 классов в течение года Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители
  Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования Родителя обучающихся 1-9 классов в течение года Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники
           

 

Примерная тематика классных часов.

1-4 классы.
1 Мир моих интересов
2 Профессии наших родителей.
3 Путь в профессию начинается в школе.
4 Моя мечта о будущей профессии.
5 Труд на радость себе и людям.
  5-8 классы.
1 Мир профессий. Человек и техника.
2 Мир профессий. Человек на производстве. Экскурсия
3 Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи.
4 Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс.
5 Мир профессий. На страже закона. Встреча.
8 Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.
  9 класс.
1 Познай самого себя. Беседа, тестирование.
2 Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.
4 Мотивы выбора профессии.
6 Они учились в нашей школе. Встреча
7 Выпускники школы-учителя